Развитие зрения у новорожденных: описание этапов по месяцам

Развитие зрения у малыша в первые 6 месяцев

Давайте теперь узнаем, как работает зрение у малыша в возрасте до 6 месяцев. В первые 2 недели после рождения ребенок достаточно слабо реагирует на свет.

Если на ребенка посветить слабым источником света, то в таком случае практически никакой реакции от ребенка не будет. Если же на ребенка посветить ярким светом, то в таком случае у ребенка сузятся зрачки, однако при этом его взгляд будет все равно блуждающим.

Многие ученые считают, что распознавание овальных предметов является адаптационным механизмом, который был поддержан естественным отбором – ведь лицо человека обладает овальной формой, поэтому вполне возможно, что овальные предметы напоминают ребенку лицо матери или отца. При этом обратите внимание, что в таком раннем возрасте дети хоть и воспринимают овальные предметы, однако они очень слабо запоминают лица (поэтому не нужно переживать в том случае, если ребенок не может запомнить лицо матери или отца).

Еще одной особенностью детского зрения является то, что зрительное поле у ребенка достаточно сильно сужено, поэтому дети могут видеть только те предметы, которые располагаются прямо перед ними. Например, ваше лицо располагается напротив детского лица – в таком случае весьма вероятна ситуация, что ребенок вас увидит; если же вы уведете лицо в сторону, то вполне вероятна ситуация, что вы покинете зрительную область ребенка и он перестанет вас видеть.

Где-то на 2-4 неделе после рождения ребенок начинает видеть не только сильный, но и слабый свет. Исследования показывают, что в 90% случаев младенцы в таком возрасте уже могут фиксировать взгляд на любом световом источнике (в остальных 10% случаев эта способность появляется где-то на 5 неделе жизни).

Также в этом возрасте у ребенка немного улучшается качество зрения и он начинает различать предметы различной формы (не только овальной). Однако при этом нужно понимать, что в таком возрасте у ребенка зрение все равно еще очень слабое, поэтому никаких откровений от него ждать не нужно.

Где-то на пятой неделе ребенок уже может фиксировать взгляд на глазах родителя (однако зрение все равно остается еще очень слабым). При этом нужно учитывать, что эта способность обычно распространяется только на мать, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно мама занимается уходом за ребенком (однако если отец будет активно принимать участие в уходе, то в таком случае ребенок научится ловить и его взгляд).

Также в этом возрасте возрастает координация глазных мышц, поэтому ребенок в таком возрасте уже может различать кое-какие предметы в горизонтальном направлении. Однако в целом координация еще очень слабая, поэтому зрение у ребенка в этом возрасте еще очень сильно “блуждает” от одного предмета к другому (однако он уже может ненадолго задерживать взгляд на предмете, который его заинтересовал).

Также нужно учитывать, что ребенок в возрасте до месяца имеет очень маленький сектор обзора, а различать ребенок может только те предметы, которые располагаются очень близко к нему.

На втором месяце жизни ребенок уже может хорошо воспринимать все предметы, которые располагаются близко к нему (не более 40 сантиметров). Он может легко сфокусироваться на лице матери, на игрушках, на необычных предметах с контрастным окрасом и так далее.

Также в этом возрасте происходит синхронизация между различными органами чувств – теперь слух, осязание и зрение органично дополняют друг друга, а не живут отдельно друг от друга.

Также в этом возрасте ребенок начинает активно реагировать на движущиеся предметы – он поворачивает голову, фокусирует на них взгляд и так далее (но при этом обратите внимание, что ребенок не может долго фокусировать взгляд на движущемся предмете). Еще в этом возрасте у ребенка резко улучшается цветовое зрение (до этого возраста дети воспринимают цвет достаточно слабо).

На третьем месяце жизни острота зрения продолжает повышаться. Ребенок без проблем может сфокусироваться на покоящемся предмете; если предмет двигается, то ребенок может неотрывно наблюдать за ним в течение 5-10 секунд (однако если предмет движется по какой-то сложной траектории, то ребенку будет сложно сфокусировать на нем взгляд).

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Исследования показывают, что в этом возрасте ребенок может хорошо различать предметы, которые располагаются перед ним на расстоянии до 1 метра. Также у ребенка активно развивается объемное мышление, однако в целом малыш плохо воспринимает объемность.

Например, в таком возрасте малыш может попытаться ухватить двумерный узор в виде цветка на одежде матери, думая, что это объемный объект. Другой пример – малыш может попытаться поднять и поднести к себе какой-либо предмет, но так как объемное зрение развито еще очень слабо, то он будет часто промахиваться.

В возрасте четырех-пяти месяцев у малыша уже очень острое зрение, поэтому он уже может воспринимать даже самые мелкие предметы и детали. Также у ребенка в этом возрасте обычно хорошо функционирует объемное мышление, а во время хватания предметов он не промахивается (однако у некоторых детей объемное восприятие формируется на пару месяцев позже, что является нормой).

Также у ребенка начинает активно развиваться так называемое стереотипное зрительное мышление – например, если ребенок видит бутылочку с молоком, то он понимает, что его сейчас будут кормить. Также у малыша в этом возрасте уже хорошо развита зрительно-пространственная память: например, ребенок поиграл немного погремушкой и оставил ее в коробке – когда он захочет с ней поиграть в следующий раз, он начнет свои поиски погремушки именно с коробки.

На шестом месяце жизни зрение становится достаточно острым и ребенок начинает активно исследовать ближайшее окружение и предметы. При этом для него очень важны воспоминания о пространстве и предметах, которые его окружают – поэтому, например, если ребенок окажется в неизвестном месте или увидит новый необычный предмет, он может испугаться и заплакать.

к содержанию ↑

Рекомендации относительно благоустройства детской комнаты

У ребенка строение глаз немного отличается, поэтому при благоустройстве детской комнаты нужно помнить о некоторых правилах. Самое главное правило – это постоянное наличие в комнате солнечного света утром и днем. Вечером рекомендуется включать люстру, чтобы покрыть недостаток дневного света.

А вот на ночь не рекомендуется включать в детской комнате свет за исключением небольшого ночника, который обязательно должен гореть ночью.

Также необходимо помнить о дополнительных правилах:

  1. Окрашивать стены рекомендуется в умеренно-яркие цвета. Идеально подойдут следующие оттенки – персиковый, сиреневый, желтый, бирюзово-голубой, светло-голубой, розовый и так далее. А вот некоторые цвета для покраски стен противопоказаны – красный, черный, коричневый и темно-фиолетовый. При этом обратите внимание, что стены не рекомендуется окрашивать исключительно в белый цвет, поскольку это может плохо повлиять на психику ребенка (однако разрешается использовать белый цвет в качестве вспомогательного цвета – например, вы можете окрасить стену в два цвета, оставив между ними широкую белую полосу).
  2. Необходимо помнить о вспомогательных элементах комнаты. Обязательно повесьте над кроватью игрушки и светильник, покрасьте оконную раму и дверь, повесьте несколько детских картин на стену, постелите на пол чистый ковер, разместите в комнате несколько низких стульчиков, поставьте коробку с игрушками и так далее.
  3. Особое внимание уделите игрушкам – во-первых, их должно быть много, во-вторых, они должны стимулировать когнитивное развитие малыша. В раннем возрасте рекомендуется покупать ребенку погремушки и мягкие игрушки в виде животных (кошки, собаки, коровы, медведи и так далее). Когда ребенок немного подрастет, купите ему конструктор, чтобы у него развивалось абстрактное мышление (при этом отдайте свое предпочтение крупному конструктору, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали). Когда ребенок подрастет, купите ребенку кукол или солдатиков, железную дорогу, машинку на радиоуправлении и так далее.
  4. Также не забывайте о прогулках на свежем воздухе, поскольку на улице ребенок может познакомиться с интересными объектами, а также с другими детьми. Идеальный вариант для прогулок – детские площадки и песочницы. Если ребенку менее 1 года, то в таком случае ребенок во время прогулок должен быть в коляске; когда же ребенок научится ходить, то в таком случае он должен ходить по улице самостоятельно (однако родители обязаны его держать за руку, чтобы он не упал или не попал под машину). Прогулки следует совершать в светлое время суток при теплой погоде, а вот зимой, поздней осенью или ранней весной гулять нужно очень аккуратно, чтобы ребенок не заболел.

к содержанию ↑

Как устроен глаз новорожденного

У младенца зрительная система устроена так же, как и у взрослого человека, но в первые месяцы жизни она только начинает свое развитие. Поэтому малыш все видит не так, как взрослый. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно узнать физиологическое строение зрительной системы человека:

  • Глазное яблоко, которое само по себе состоит из зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, хрусталика и роговой оболочки;
  • Глазница, или глазное вместилище. Это черепная впадина, в которой располагаются глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрительный нерв, клетчатка и кровеносные сосуды;
  • Веки, которые выполняют важную защитную функцию глаза;
  • Слезный аппарат, который не менее важен для правильного функционирования зрительной системы человека. Он омывает и увлажняет слизистую глаза, к тому же, в слезе присутствуют антибактериальные вещества, защищающие слизистую от всевозможных микробов.
У родителей может возникнуть закономерный вопрос. Если глаз ребенка устроен так же, как и у взрослого, то почему же младенцы видят все по-другому? Дело в том, что все органы зрительной системы новорожденного находятся на стадии активного развития.

Они пока еще незавершенные и незрелые, и для того, чтобы ребенок увидел полноценную картинку, как взрослый человек, должно пройти около года.

Какие же изменения претерпевают зрительные процессы маленького ребенка?

  • Внимательные родители заметили, что цвет глаз новорожденного мутный и неопределенный, в основном, голубоватый. Это происходит из-за недостатка пигментных клеток. Окончательно цвет глаз сформируется к двум годам.
  • Склера, или белковая оболочка, также имеет голубоватый оттенок, ведь через нее просвечиваются глазные сосуды.
  • Слезы выполняют важную увлажняющую и защитную функцию. Их избыток выделяется из слезного мешка через специальный слезный канал, который находится у основания глаза рядом с переносицей новорожденного. Этот канал открывается у новорожденных через некоторое время после появления их на свет. Но бывает, что слезный канал остается закрытым, и происходит воспаление слезного мешка, то есть дакриоцистит.
  • Слезы у младенцев образуются с самого рождения. Но в первый месяц родители могут наблюдать, что их малыш плачет без слез. Это вполне нормальный процесс развития новорожденного. Слезы у младенца начинают активно выделяться после месяца, в результате совершенствования зрительной системы и мимических мышц. К тому же, ребенок может не плакать, а кричать для привлечения внимания. Так он общается с мамой и пытается сообщить о том, что пора менять подгузник или покушать.
  • В первые дни развития зрения у малыша можно заметить блуждающий взгляд. Он не смотрит на родителей, не реагирует на изменение местоположения мамы и т. д. Это вполне естественно, ведь малыш видит лишь размытую картинку, и еще не может фокусироваться на отдельных предметах. Новорожденный может косить глазами, и его зрачки иногда двигаются, как будто несогласованно.
  • Хотя зрение младенца еще совсем не развито, офтальмологи уже могут сделать простой тест на светочувствительность и определить, в норме ли глаза малыша. Молодые родители должны знать, как проверяют зрение у новорожденного. Для этого доктор светит фонариком в глаз ребенку и смотрит на изменение размера зрачка. Зрачки должны сужаться, это говорит о нормальном зрении. Неподвижный зрачок может говорить о патологии. Со временем мама сама должна замечать, как развивается зрение грудничка, фиксация на предметах и т. д.
к содержанию ↑

Световой режим и выбор игрушек

При выборе освещения помните, что в детской комнате необходимо несколько источников света для разных целей. Это должна быть люстра, которая является основным освещением, также настенное бра и ночной светильник.

Для основного освещения выбирайте лампы с достаточно ярким желтым светом, они благотворно влияют на зрение малыша. Тусклые лампы будут усугублять и без того слабое зрение новорожденного.

Лампочки с синим светом можно использовать для игровой комнаты или игровой зоны.

Ночник очень важен для ночного сна. Он придет на помощь маме, чтобы она могла спокойно перепеленать и покормить грудничка. Со временем он потребуется и малышу, который будет видеть предметы в мягком свете и спокойно засыпать. Полная темнота может напугать маленького ребенка. А слишком яркий свет мешает крепкому сну не только детей, но и взрослых.

При выборе цветов для оформления детской отдайте предпочтение пастельным и светлым тонам. Не переусердствуйте с белым цветом.

Психологи считают, что это может негативно сказаться на развитии психики малыша. Но не стоит закрашивать потолок или совсем убирать этот цвет из детской комнаты.

Просто разбавьте его другими цветами и оттенками, чтобы детская не была похожа на больничную палату. Стены можно покрасить нежно-розовым, голубым или песочным цветом, а вот мебель, подушки или какие-то аксессуары можно сделать яркими и запоминающимися.

к содержанию ↑

Выбираем игрушки

  • Для развития малышей до года нужны простые и нефункциональные игрушки. Не спешите покупать мальчикам машинки, а девочкам куклы, в данный момент они их не заинтересуют. Вообще до трех месяцев карапузы могут не реагировать на игрушки и не пытаться взять их в руки. Впоследствии их будут привлекать погремушки и другие яркие предметы. Когда у грудничков начнут резаться зубки, то они будут тащить их в рот, помните об этом.
  • При прорезании зубов грудничку могут принести облегчение специальные игрушки, которые можно кусать и чесать при этом десны. Они могут быть разных цветов и размеров, но чтобы заинтересовать карапуза, выберите яркие варианты.
  • Педиатры советуют выбирать яркие игрушки для привлечения внимания малыша и для концентрации его зрения.
  • Не стоит забывать, что погремушка должна быть в первую очередь безопасной. Поэтому желательно покупать такой предмет в аптеке или в магазине, имеющем сертификацию всех товаров. Не покупайте дешевые китайские игрушки с рук во всевозможных палатках и на стихийных рынках, часто такой товар не соответствует требованиям безопасности. При покупке игрушки проверьте ее на наличие повреждений, сколов и острых образований. Иногда пластмассовые предметы имеют на стыках острые неотшлифованные выпуклости. Яркая игрушка не должна плохо пахнуть. Слишком сильный химический запах говорит об использовании при производстве этого предмета вредных веществ. Качественные игрушки не должны оставлять мажущие следы краски на руках, но и откалывающаяся краска также очень вредна.
к содержанию ↑

Видео

Мы рекомендуем к просмотру этот видеоролик. В нем показано, какие этапы развития проходит зрение малыша от рождения до года.

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Зрение – одно из самых важных чувств человека. Именно через глаза мы получаем основное количество информации из окружающего мира, познаем его и развиваемся сами.

Если человек слеп, ему сложнее научиться различать прекрасное и отвратительное, он никогда не научится читать, писать и не сможет полноценно работать наравне с остальными. Вот по какой причине важно с самых первых дней жизни контролировать зрение у новорожденных.

От этого зависит не только правильное формирование зрительного аппарата ребенка, но и его общее развитие.

Важно знать: зрение – это не просто наши глаза и то, что мы способны ими уловить. На самом деле это сложнейшая система, глаза в которой являются лишь небольшой наружной частью.

Они воспринимают информацию, передают ее коре головного мозга через зрительные нервы, а уже там она обрабатывается и вызывает соответствующие реакции. Понимая это, легче разобраться, как, что и почему видит ребенок, когда только рождается на свет.
к содержанию ↑

Как развивается зрение поэтапно

Итак, сразу же после рождения ребенок не видит практически ничего, и это даже хорошо. Но потом его зрительный аппарат начинает стремительно адаптироваться к окружающему миру.

Развитие зрения у новорожденного по месяцам выглядит следующим образом:

  • В 1 месяц взгляд грудничка не может сфокусироваться, но при этом зрачки у новорожденного уже реагируют на свет. Они становятся меньше, при этом сам ребенок начинает интенсивно моргать и пытаться откинуть головку в сторону, противоположную источнику раздражающего его яркого света. Примерно спустя две недели после рождения ребенок уже начинает задерживаться взглядом на различных предметах, но ненадолго. Большую часть времени его взгляд расфокусирован, при этом может отмечаться косоглазие. Родителей не должен пугать этот факт, хотя большинство из них сильно тревожатся, заметив, как у крохи глазки разбегаются в разные стороны, и обращаются к детскому окулисту. Истинное косоглазие тоже может быть обнаружено у месячного грудничка, но встречается подобное заболевание редко.
  • В возрасте 2 месяцев новорожденный видит уже значительно больше и лучше. Он может подолгу задерживать взгляд на одном предмете и рассматривать его, фиксируя сразу оба глаза. Малыш способен узнавать мать и тех людей, которых видит чаще всего, реагирует на свет и темноту, приближение предметов и их передвижение из стороны в сторону.
  • В 3 месяца у малышей уже не просто фокусируется взгляд. Они способны различать два самых ярких цвета – красный и желтый.
  • В 4–6 месяцев к основным двум цветам прибавляются следующие два – синий и зеленый. Развитие зрительного аппарата неразрывно связано с развитием моторики. Малыш видит яркую погремушку, она ему нравится, и он тут же пытается ее ухватить ручками. Заполучив желанный предмет, он подносит его к глазкам и может долго сосредоточенно рассматривать.
  • В 6–8 месяцев груднички способны различать простые геометрические фигуры. Если с ними заниматься, то к четырем первым цветам присоединяются и другие. Ребенок уже четко различает предметы, которые находятся далеко и вблизи, бурно реагирует на знакомых людей и знакомые игрушки.
к содержанию ↑

Основные правила ухода за глазами новорожденного

Уход за глазами новорожденного в домашних условиях после выписки из роддома строится не только на промывании и закапывании глазок, хотя это тоже немаловажный момент. Насколько быстро и правильно разовьется зрение у малыша, зависит во многом, конечно же, от родителей. О чем они должны позаботиться:

  • Чтобы глазки новорожденного скорее развились, им нужна достаточная нагрузка. То есть ребенок должен находиться в хорошо освещенной комнате, стены и потолок которой тоже будут светлыми. Не стоит намеренно затемнять детскую с помощью штор и жалюзи в дневное время, как это ошибочно делают многие мамы. Чем больше яркого света, тем лучше.
  • Глаза не только у ребенка, но и у взрослых, – орган хрупкий и чувствительный. С самого начала за ними нужен корректный гигиенический уход, также они должны получать все необходимые питательные вещества, то есть следует обеспечить полноценное питание малыша, как грудное, так и прикорм.
  • При рождении природа ограничила органы зрения крохи от восприятия большого количества зрительных стимуляторов. Но потом их, наоборот, должно быть как можно больше для правильного развития. В детской следует разместить как можно больше ярких предметов разных форм, размеров и цветов. При этом важно периодически их менять, чтобы нагрузки на глаза тоже изменялись и были разнообразными.

Мама и ближайшие родственники должны как можно больше играть и разговаривать с ребенком, называть различные цвета, демонстрировать их в окружающем мире. А если вдруг обнаруживаются какие-либо отклонения или просто подозрительные явления, рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу-окулисту.

к содержанию ↑

Когда нужно обращаться к врачу

Первая проверка у офтальмолога проводится еще в роддоме в первые часы жизни новорожденного. Особенно важен этот момент для недоношенных детей, ведь их глазки сформированы намного хуже, чем полноценно выношенных детей.

Играет роль также причина, по которой ребенок появился на свет раньше срока. Если это было инфекционное заболевание матери во время беременности, то врачи будут уделять особое внимание развитию его зрительного аппарата еще длительное время.

Причины и факторы, которые могут спровоцировать развитие врожденных аномалий, недоразвитости и патологий органов зрения у новорожденных:

  • туберкулез, токсоплазмоз, краснуха, прочие инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • генетическая предрасположенность.
С помощью несложных тестов и простого прибора врач сможет проверить функции зрительного аппарата и обнаружить нарушение, если таковое имеется. Оцениваться будут такие моменты:
  • размеры зрачков;
  • их симметричность;
  • реакция на свет;
  • двигательные возможности глазного яблока;
  • формы и размер век.

Следующий осмотр у окулиста рекомендуется в трехмесячном возрасте, затем в шесть месяцев и в один год. Острота зрения на этих осмотрах проверяется с помощью определения рефракции и исследования глазного дна.

Все процедуры проводятся при расширенном зрачке, то есть врач будет использовать специальные глазные капли. В дальнейшем плановые осмотры будут проводиться раз в год для всех детей без выявленных нарушений, и по мере необходимости для тех малышей, которые будут поставлены на учет у офтальмолога.

Обратиться внепланово к врачу-окулисту следует при выявлении таких симптомов:

  • постоянное слезотечение;
  • закисание глазок;
  • покраснение век, изменение их формы;
  • неадекватная реакция на свет;
  • признаки косоглазия;
  • какие-либо пятна и образования на роговице.

Наиболее опасными врожденными офтальмологическими патологиями грудничков являются глаукома и ретинопатия.

Если правильно ухаживать за глазками грудничка с самого начала, заботиться о его полноценном питании и гармоничном развитии, скорее всего, вы сможете обойтись без внеплановых осмотров и не столкнетесь с неприятными сюрпризами. Хотя от ухода и внимания родителей зависит далеко не все, многие офтальмологические заболевания у детей носят, к сожалению, врожденный характер, все же, они очень важны и всегда помогают справиться с обнаруженными патологиями.

Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем.

Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки.

Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.

к содержанию ↑

Следим за глазками

Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.

Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.

Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:

  • зрачки малыша разного диаметра;
  • из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
  • глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
  • после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
  • малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
  • наблюдается повышенная светочувствительность;
  • зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
  • после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
  • зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
  • после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
  • в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.
Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.

Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.

к содержанию ↑

Советы родителям

Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.

  • Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
  • Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
  • Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
  • Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
  • Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
  • После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.

Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя.

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.

Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!

Зрение у новорождённых во многом отличается от обычной способности видеть окружающий мир взрослыми. Зрительный аппарат начинает своё формирование ещё во внутриутробном периоде, на 3-й неделе развития плода.

После рождения глаза малыша продолжают совершенствоваться и приспосабливаться к окружающему миру. Полноценная зрительная функция у детей формируется постепенно, а её развитие состоит из нескольких этапов.

к содержанию ↑

Особенности зрения у новорождённых

Зрение грудного ребёнка имеет существенные отличия от зрительного восприятия взрослого человека. Такое состояние является для младенцев нормальным и связывается с особенностями строения основных глазных структур.

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

Важная особенность младенческого возраста – отсутствие слёз. Эта жидкость не вырабатывается организмом в первый месяц жизни.

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Важная особенность зрительной системы младенцев – повышенная уязвимость, в связи с чем новорождённые часто подвергаются воспалительно-инфекционным процессам в области глаз (конъюнктивитам, кератитам).
к содержанию ↑

Первые дни жизни

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Специалисты утверждают – на начальном этапе жизни младенец воспринимает мир в чёрно-белых тонах, а все окружающие объекты видятся новорождённому в виде нечётких пятен.

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой.

При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

к содержанию ↑

2–3-й месяцы

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах.

Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров.

Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

к содержанию ↑

От 3 месяцев до года

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.
В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.
к содержанию ↑

Этапы развития зрительного восприятия недоношенного ребёнка

У детей, рождённых раньше положенного срока, нередко наблюдается более позднее формирование зрительного аппарата. Этапы развития зрения по месяцам выглядят следующим образом:

  • фиксация взгляда на крупных объектах – в 3–4 месяца;
  • узнавание лица мамы – с 4 месяцев;
  • различие цветов – с 5-месячного возраста.

Более чёткое видение окружающих предметов у недоношенных деток формируется к 2 годам. К этому же возрасту малыши приобретают способность узнавать различные цвета. В 3–4 года у преждевременно рождённого ребёнка появляется бинокулярное зрение (способность полноценно видеть обоими глазами).

В 2 года острота зрения недоношенного малыша часто не превышает 50%. При отсутствии офтальмологических заболеваний она становится 100% к 4–5 годам.
к содержанию ↑

Вероятные проблемы с глазами

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

К возникновению проблем с глазами также способны приводить иммунодефицитные состояния, бактериальные инфекции, поражающие детский организм на первом году жизни.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

  • Косоглазие.
  • Врождённая форма миопии.
  • Дальнозоркость.
  • Нистагм.
  • Глаукома.
  • Птоз.
к содержанию ↑

Косоглазие

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).

к содержанию ↑

Врождённая миопия

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

к содержанию ↑

Дальнозоркость

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.
к содержанию ↑

Нистагм

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

к содержанию ↑

Глаукома

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:
  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.

Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

к содержанию ↑

В каких случаях обратиться к офтальмологу

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Родители должны принимать во внимание, что детский зрительный аппарат обладает повышенной чувствительностью к воздействию различных факторов и требует постоянного наблюдения. Обращаться за медицинской консультацией следует при обнаружении у грудного ребёнка:
  • гнойного отделяемого из органов зрения;
  • покраснений, обильного слезотечения;
  • опухания век;
  • закисания глаз после ночного сна;
  • отсутствия в зрачках реакции на свет, наличия у них неодинаковой величины.

Отправиться к врачу стоит, если 2–3-месячный кроха не следит за движением предметов, не способен задерживать взгляд в определённой точке. В медицинском обследовании нуждаются дети с неестественно выпуклыми глазами, получившие травмы в области органов зрения.

Если после диагностики врач назначит маленькому пациенту корректирующую оптику в виде очков, носить её можно будет не ранее 9-месячного возраста.

Чтобы предотвратить возникновение проблем со зрением, с первых дней жизни малыша необходимо регулярно осуществлять гигиену глаз, защищать их от возможного травмирования, попадания мелких инородных предметов. До достижения ребёнком одного года не рекомендуется допускать его нахождения перед монитором компьютера, экраном телевизора.

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития.

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения.

В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств. При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.

Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует.

Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное.

Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.

Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления.

Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована.

В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет.

Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы.

Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга.

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками.

Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.

4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо.

Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения).

В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.

После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.

Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы.

Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной.

Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет.

Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои.

Мнение эксперта
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда.

Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.

Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

• ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;

• после 3 месяцев не проходит косоглазие;

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность.

Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям.

Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям. Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта).

Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

У новорожденных и малышей до 1 года имеются определенные особенности зрительного аппарата. По мере взросления ребенка зрительная система претерпевает изменения и окончательно формируется, становясь как у взрослых людей.

У недоношенных также существуют некоторые нюансы строения и развития зрения. Отмечаются особенности остроты зрения у детей в зависимости от возраста.

Медиками выделено несколько болезней глаз, которые являются наиболее общераспространенными у детей.

к содержанию ↑

Особенности зрительного аппарата у новорожденных

Органы зрения у ребенка формируются одновременно с нервной системой в зародышевый период – на третьей неделе внутриутробного развития. Эмбрион чувствителен к вредным факторам, которые могут привести к нарушениям зрения. К ним относятся:
  • инфекционные заболевания матери,
  • срыв работы эндокринной системы в период беременности,
  • употребление алкоголя и курение во время вынашивания,
  • неправильное питание (пищевые добавки, газированные напитки),
  • недостаток витамина А в организме,
  • лечение аспирином и иными лекарственными средствами,
  • длительное злоупотребление препаратами для снижения сахара в крови.

Ребенок появляется на свет с большими глазами: размер глазного яблока составляет 2/3 от взрослого глаза. Роговица созревает медленнее, при этом она толще, чем у взрослых людей, и является бесцветной, так как в ней отсутствуют кровеносные сосуды: из-за этого свет может проходить через роговицу беспрепятственно. В первые дни жизни она может быть мутной на фоне отека глаз, который возникает во время продвижения головы по родовым путям.

Хрусталик – линза, которая сжимается и расправляется, тем самым позволяя рассматривать одинаково хорошо предметы на близких и дальних расстояниях. У взрослых он вытянут и приплюснут, а у новорожденного имеет форму шара диаметром 6 мм. В течение одного года размер хрусталика стремительно увеличивается до 7,1 мм.

Радужная оболочка регулирует степень проникновения света. Ее цвет зависит от количества пигмента, который по мере взросления может увеличиваться или уменьшаться. Если пигмента много, глаза темные (карие), при среднем количестве глаза зеленые, если его мало – голубые. Радужка также увеличивает или уменьшает зрачок, реагируя на цвет.

В строение зрительного аппарата входит сетчатка. У новорожденных на ней отсутствует желтое пятно (макула). По этой причине малыши видят мир в серых красках. После рождения они могут различать только наличие или отсутствие света.

Картина перед глазами плохо усваивается новорожденными из-за зрительных центров головного мозга. Именно вследствие этого наблюдается особенность мигательного рефлекса: если водить предметом перед его глазами, малыш не моргнет, а если посветить в глаза, рефлекс сработает.

Ребенок видит предметы, которые находятся на большом расстоянии, т. е. у новорожденных наблюдается дальнозоркость.

Вес глазного яблока у малышей равен 4-5 г, а слезные протоки не сформированы до конца. В первые недели жизни у ребенка отсутствует слезная жидкость в канале, а количество пигмента (меланина) довольно мало. Зрачок в диаметре составляет не более двух сантиметров.

Особенностью зрительного аппарата у детей является наличие 10 слоев сетчатки, в отличие от взрослых, у которых их шесть.

к содержанию ↑

Зрение у недоношенных детей

У недоношенных детей формирование и развитие зрительного аппарата отличается. На развитие зрения влияет уровень недоношенности. Организм таких детей считается целиком сформированным, но недостаточно окрепшим. Свет и звук могут негативным образом влиять на здоровье ребенка.

У грудничков, которые родились раньше срока, веки неспособны полностью защищать глаза от света. Из-за этого их необходимо помещать в специализированный инкубатор. На глаза накладывают повязку или накрывают инкубатор светонепроницаемыми простынями.

У таких детей может развиться ретинопатия – поражение сетчатки, которое возникает из-за нарушения процессов кровоснабжения. Недоношенные малыши на момент достижения ими срока плановых родов могут видеть на расстоянии 30,5 см, а уже в возрасте 6 месяцев, с учетом срока недоношенности, способны обрабатывать картинку почти так же, как это происходит у взрослых.

к содержанию ↑

Глазные заболевания

Заболевания глаз возникают на фоне генетической предрасположенности и наследственных патологий соединительной ткани. Радиация, химические и физические загрязнения также негативно воздействуют на развитие зрительной системы. Важную роль играют и вредные привычки матери (курение, употребление спиртных напитков и наркотиков).

Приостановка роста плода, бактериальные инфекции во время внутриутробного развития могут провоцировать формирование патологий зрительного аппарата. К болезням глаз новорожденных относят косоглазие, миопию и дальнозоркость. Также у них могут возникнуть слепота, нистагм, глаукома и птоз.

Автор статьи
Романова Ксения Петровна
Терапевт с 10-летним опытом работы. Ежегодное участие в педиатрических конференциях, обучение по вебинарам, прохождение циклов по педиатрии и узконаправленным специальностям
Следующая
ПолезноеАналог таблеток Диосмин

Добавить комментарий